Новые подходы в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Тип статьи:
Авторская

«Гуманизация системы жизнедеятельности учреждений государственной поддержки детства и новые подходы в организации воспитательно-образовательной работы с детьми ».

….Первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым, — это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и какое мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным ?

Л.Н. Толстой. О воспитании .

Проблема. В реальной действительности научно-технический прогресс несет с собой не только положительные тенденции, но и многочисленные негативные явления, которые в своей совокупности породили тенденцию к дегуманизации социальной среды человека. Дегуманизация социальной сферы не менее опасна, чем экологические катаклизмы. Гуманистический кризис вызывает большую озабоченность в мире, которая особенно проявляется в последние десятилетия.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние годы в нашей стране, привели к резкому падению уровня жизни большей части населения, вызвали прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, обострив тем самым проблему социального сиротства. Рост и изменение социального состава сирот, вызвавшее увеличение среди них количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, обучении, поведении, требуют новых педагогических подходов к воспитанию и развитию данной категории детей.

В условиях современного общества наметилась тенденция к снижению личностной пригодности воспитанников учреждений государственной поддержки детства ко многим видам профессиональной деятельности. Сегодня мы ощущаем потребность в таких формах работы с детьми, которые помогли бы им впоследствии успешно вписаться в «современное производство, требующее от человека социальной мобильности, готовности к возможным сменам профессии, общего научного и технического образования, более широкого набора культурных (эстетических, общественных, этических и эмоциональных) средств».

Гуманизм (от лат. humanus – человеческий) трактуется как любовь к людям, уважение к ним, забота об их благе. Вместе с тем понятие гуманизма «сопряжено с понятием «свобода», которое является антропологической константой гуманистическое педагогики».

Современные педагоги-гуманисты понимают гуманизм как систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности, ненасилия – нормой отношений в обществе .

Гуманизм в педагогике (М.Н. Дудина, Г.К. Селевко, Е.Н. Шиянов, О.С. Газман, А.А. Гусейнов и др. ) предполагает:

  • отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не средству педагогического процесса ;
  • безусловное принятие ребёнка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в том числе права на ошибку;
  • веру в ребенка, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от насилия по отношению к нему;
  • воспитание в ребёнке экзистенциального свойства – свободоспособности, без которого невозможно развитие человека как личности .

Свобода является основанием и пространством морали. Мораль присуща только существу, обладающему свободой воли. Человек, воспитанный вне опыта свободы, не способен нести моральную ответственность перед самим собой, своей семьей, Отечеством, миром. Результатом является или авторитарная совесть, подавленность, несамостоятельность, или протест, озлобление, агрессивность, что часто наблюдается в наших детских домах и школах-интернатах. Происходит деформация личности ребёнка, формируется человек не способный выстроить свои отношения с окружающим миром, определить свое место в этом мире, развить в себе чувство ответственности .

Подобное понимание гуманизма в работах исследователей позволило выделить основные признаки гуманистической воспитательной системы :

ориентация на личность ребёнка, на развитие его природных задатков и способностей, таких свойств личности, как независимость, свобода в суждениях, мнениях, поступках в сочетании с ответственностью за последствия своих действий; способность к «самостроительству»;

цели воспитательной деятельности являются личностно значимыми как для взрослых, так и для детей;

совместная жизнедеятельность педагогов и воспитанников строится на основе гуманистических ценностей, субъективного взаимодействия, отношений взаимоуважения, доверия и доброжелательности ;

педагогическая деятельность направлена на обеспечение условий для проявления и развития индивидуальности и субъективности личности ребёнка ;

в процессе общения, взаимодействия взрослые и дети испытывают чувство защищенности комфортности, удовлетворенности ;

ребёнок и педагог выступают главными субъектами воспитательного процесса ;

главным критерием эффективности гуманистической воспитательной системы является саморазвитие личности ребёнка, его психологическое и физическое благополучие .

Диагностико-аналитическая деятельность службы социально-психолого-педагогического сопровождения позволила выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии детского дома. К числу сильных сторон воспитательного процесса были отнесены: организация коллективной творческой деятельности, соединение в жизнедеятельности учреждения традиций и инноваций, наличие кружков по интересам, опыт и традиции трудового воспитания, сложившаяся система социальной защиты, организация эстетической среды.

В месте с тем за последнее время выявлены проблемы в личностном развитии детей: интеллектуальном развитии, в эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферах, проблемы нравственного развития. Решение проблем личностного развития воспитанников возможно с помощью правильно организованных психолого-педагогических мероприятий и создание воспитательной системы учреждения.

В условиях детского дома существенные перемены в практике воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возможны лишь при системном подходе к проблеме воспитания. Педагогический коллектив нашего детского дома, изучая и анализируя опыт работы различных воспитательных систем, постепенно формирует свою гуманистическую систему воспитания детей. Основой является гуманистическая воспитательная система «Школа Л.Н. Толстого». Базовая идея концепции гуманизации системы жизнедеятельности учреждения – создание условий для духовного и физического развития ребёнка. Главная задача педагогического коллектива – это формирование у ребёнка целостного и ценностного восприятия мира и своего отношения к нему .

Воспитательная концепция нашего детского дома ориентирует педагогов на индивидуально-личностное воспитание входящего в жизнь человека. Основными направлениями и принципами деятельности являются :

  • знание особенностей каждого ребёнка
  • ребёнок – гармоничное и целостное существо, цель, а не средство образовательного процесса
  • обеспечение развития индивидуальных особенностей ребёнка на основе народно-исторической и родовой сущности
  • отказ от насилия в пользу усилия
  • закрепление свободы выбора за педагогом и воспитанником
  • единство и непрерывность образования, воспитания и развития, переходящих в самообразование самовоспитание, саморазвитие
  • восстановление у детей утраченного «базового доверия к миру», развитие чувства защищенности, преодоление в их сознании комплекса неполноценности, формирование навыков противостояния отрицательным явлениям окружающей действительности
  • наиболее полное и комплексное использование дополнительного образования (музыкально-эстетическое и художественно-эстетическое воспитание, музыкальная школа, хоровое пение, изобразительная студия, театральная и танцевальная студии ) для развития творческих способностей детей, «лечения творчеством души ребенка»
  • использование здоровьесъберегающих технологий в условиях детского дома (физическое развитие и воспитание, лечебная физкультура, массаж, оксигенотерапия, аквафитнесс, механотерапия, фитолечение)
  • включение в воспитательную среду окружающей природы и труда (кружок «Юный эколог», «Природа и человек», трудовое воспитание на учебно-опытных участках ), единение человека и природы
  • социальная и профессиональная ориентация, овладение навыками самообслуживания и трудовой деятельности (швейная мастерская, общественно-полезный труд, организация труда воспитанников в летний период, трудоустройство выпускников)

Главная миссия педагога в воспитательной системе, основанной на идеях Л.Н. Толстого, состоит в оказании помощи ребёнку в его духовном движении по «пути жизни». Воспитатель в подобной системе – «путеводитель по жизни», помогающий ребёнку «выучиться любить», оказывающий поддержку в его социальном становлении. При этом особенно важно осознание педагогом своей полисубъективной позиции, а также его стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Эффективность гуманизации системы жизнедеятельности и воспитания в условиях детского дома обусловлена адекватностью выбранных философско-педагогических оснований, определяющих основное содержание воспитательно-образовательного процесса

Нет комментариев. Ваш будет первым!