В ближайшем будущем количество автомобилей в России удвоится

Тип статьи:
Авторская

Регистрация в особой экономическойзоне «Липецк» предприятия компании «Йокохама» стало событием знаковым. Как отметили в своё время СМИ, в ОЭЗ пришёл не простоновый резидент, а один из законодателей мод в мировой шинной промышленности, второй производитель автомобильной резины вЯпонии и шестой шинный концерн на планете. Естественно, что с ним сегодня связаны многие надежды на дальнейшее развитие экономикирегиона, внедрение современных и совершенных технологий, появление десятков и даже сотен новых рабочих мест. Ну а насколькотакие надежды оправданны? Об этом беседуют корреспондент журнала «Итоги недели» и генеральный директор ООО «Йокохама Р.П.З.»Жуничи Окишима.

– Как известно, компания «Йокохама»уже имеет разветвлённую сеть заводов, разбросанных по всему миру. Что заставило её искать производственную площадку в России?

– Понимание того очевидного факта, что автомобилизация вашей страны в ближайшеевремя будет лишь набирать темпы, а соответственно появятся очень большие возможности для дальнейшего роста российскогорынка шин. В этом мы убедились на собственном опыте. После того как в 2005 году было учреждено наше дочернее предприятие ООО«Йокохама Рус», занимающееся продажами, компания смогла значительно увеличить объёмы реализации продукции. При этом мы обнаружили,что наша резина очень хорошо принимается российскими потребителями и с каждым годом становится всё более востребованной.Словом, мы поняли, что российский рынок автомобильных шин столь же важен для нас, как и аналогичные рынки США и Китая. Учитываявсё это, а также настоящие и будущие возможности рынка, «Йокохама» сочла необходимым сделать акцент не только на поставкахимпортной продукции, но и на развитии локального производства в России. И, как мне кажется, решение было абсолютно точным,отвечающим как интересам компании «Йокохама», так и интересам российской стороны, которая уже в ближайшем будущем действительнополучит дополнительные рабочие места и освоит новейшие технологии.

– Чем обусловлен выбор территории?Почему новый завод решено строить в ОЭЗ «Липецк», а не в такой же зоне в Елабуге или в любой другой точке, скажем, в Калуге,в окрестностях Санкт-Петербурга, где как раз и расположены новые автосборочные предприятия?

– Поверьте, отбор был очень тщательным. Мы рассмотрели более двадцати мести в итоге выбрали особую экономическую зону «Липецк». Что нас привлекло? Развитая инфраструктура. Выгодное географическоеположение: сравнительно близко находится Москва. Свою роль сыграли многие другие обстоятельства, а также – это тоже важно– очень доброжелательное отношение областной администрации во главе с Олегом Петровичем Королевым и руководства ОЭЗ «Липецк».

– И не было ничего, что бы вас останавливало?

– И было, и есть. Главная проблема – дефицит кадров для автомобильной индустрии.Мы столкнулись с большими трудностями, подбирая сотрудников для нашего предприятия.

– Как известно, решение о сооружениизавода по производству шин принималось до мирового экономического кризиса. Заставил ли он корректировать планы и как повлиялна ход строительства, объёмы инвестиций, сроки введения предприятия в эксплуатацию?

– Хочу уточнить, что окончательное рассмотрение проекта датировалось второйполовиной 2008 года, что совпало с началом мирового экономического кризиса. Однако он никак не повлиял на ход работ. Рассматриваябудущие возможности российского рынка, наше руководство приняло решение продолжать российский проект, не изменяя и не снижаяпроектной мощности. И, как сегодня выяснилось, это решение было абсолютно верным. Сейчас экономика уже восстановилась, и мыможем начать выпуск продукции точно в намеченные сроки. И это один момент. Но есть и другой, который я тоже хотел бы отметить.Правительство Российской Федерации и администрация региона высоко отозвались о нашем решении в тот сложный период.

– Некогда автомобильные шины былидефицитнейшим товаром в России, а как вы оцениваете их рынок сегодня? На какой объём продаж и на какие машины – грузовые, легковые,автобусы – ориентируется новое производство?

– Оно ориентировано на легковые автомобили, а поэтому, если не возражаете, именнооб этом сегменте рынка мы и будем говорить. Так вот, согласно сегодняшним данным, в России на 1000 человек приходится 270 автомобилей.Это очень низкий показатель по сравнению с уровнем автомобилизации других крупных стран. Таких, например, как США, где натысячу человек приходится 800 автомобилей. Конечно, это рекордный уровень. Но и в Германии в распоряжении каждой 1000 жителей530 автомобилей, в Японии, Великобритании и Франции ещё больше – почти 600 машин. Если исходить из этих данных, нетрудно сделатьвывод, что уже в самом ближайшем будущем показатели в России удвоятся. Автоматически в два раза возрастёт и спрос на шины.Это аксиома. И из этого исходим мы, как, впрочем, и остальные шинные компании.

– Они сегодня тоже работают на российскомрынке. Кого из них компания «Йокохама» считает своими основными конкурентами и какую часть рынка она намерена занять? Какоеколичество шин завод будет выпускать сразу же после пуска и в перспективе?

– Не секрет, что наш бренд оценивается как один из лучших зарубежных брендовв России. А поэтому даже после начала производства шин в Липецке мы будем продолжать импортные поставки Yokohama из Японии и другихстран. Мы заинтересованы в том, чтобы в стране был представлен самый широкий ассортимент нашей продукции, начиная от ведущеймарки ADVAN до товаров по оптимальным ценам, от зимней до летней резины, от шин для легковых автомобилей до шин класса 4х4, отшин для русских автомобилей, так и для японских, европейских, американских марок. Иными словами, на российский рынок предполагаетсяпоставлять продукцию всех видов и размеров для разнообразных автомобилей. Что касается выпуска резины в Липецке, то на первомэтапе мощность завода составит 1,4 миллиона шин в год.

– Что вы можете и хотели бы сказатьо качестве продукции компании «Йокохама»?

– Многим уже хорошо известно: особенностью японской промышленной продукциибыло и остаётся высокое качество, стабильность и очень низкий процент дефектов. Шины Yokohama также обладают всеми этими характеристикамии, как мы уже говорили, отличаются разнообразием, рассчитаны на самые различные типы автомобилей, представленных на российскомрынке.

– Мы уже говорили о бренде Yokohama.Но всё же, извините за настойчивость, какое место фирма занимает в ряду таких известных производителей, как «Мишлен», «Гудьир»,«Пирелли», «Бриджстоун» и другие?

– Эти бренды действительно очень хорошо оцениваются на мировом рынке, и могусказать, что мы занимаем достойное место в ряду перечисленных вами производителей.

– В России достаточно агрессивныйклимат и не менее агрессивные дороги. Компания учитывала эти особенности?

– Мы поставляем нашу продукцию на российский рынок более десяти лет. И преждеизучали, и сейчас продолжаем изучать особенности эксплуатации автомобильной техники в стране. Понятно, что компания стремитсяпредложить потребителям наиболее подходящую для российского рынка продукцию. А поэтому могу однозначно заявить: мы продаёмв вашей стране только такие шины, эксплуатационные характеристики которых стопроцентно соответствуют российским условиям.Именно поэтому продукция Yokohama хорошо принимается на рынке.

– Что делается для повышения долговечностишин? Какие компоненты необходимы, чтобы сделать хорошее колесо? Кто будет их поставлять на липецкий завод и почему? Кто вообщесреди главных партнёров предприятия в России и за рубежом?

– Компания постоянно работает над модельным рядом, совершенствует технологии.Что касается сырьевых материалов, «Йокохама» имеет ряд одобренных поставщиков по всему миру. Их выбор обусловлен расположениемпредприятий-партнёров и логистикой. Что касается российских связей, то на сегодня мы не обладаем большим опытом сотрудничествас местными производителями сырья. Число одобренных поставщиков весьма ограничено. И именно поэтому на начальном этапе нашлипецкий завод будет импортировать 100 процентов сырья из-за границы. Могу также сказать, что некоторые российские сырьевыематериалы сейчас изучаются экспертами. И те предприятия, которые смогут предложить нам продукцию, соответствующую международнымстандартам качества и требованиям компании «Йокохама», возможно, будут одобрены в качестве поставщиков.

– Особые требования автолюбителипредъявляют к уровню шума шин. Что делается и уже сделано, чтобы колеса стали тише?

– Думаю, что акценты в данном случае расставлены не совсем точно. Опыт продажкомпании свидетельствует, что требования к низкому уровню шума, в общем, не так высоки. Российские водители особое вниманиеуделяют внешнему виду и отличительным особенностям протектора шины, её общему дизайну. Именно нестандартный дизайн, а такжеспортивный и немного агрессивный характер резины высоко ценятся покупателями. Особенно владельцами автомобилей класса4X4. Наши шины ADVAN S.T. относятся именно к этому типу шин, и сегодня они одни из самых продаваемых шин Yokohama. Но среди нашей продукцииесть и шины с низким уровнем шума и так называемые экошины, обладающие не только низким уровнем шума, но и отличающиеся высокойэффективностью использования топлива. То есть если вам нужны экономичные шины, у нас они тоже есть. Как уже было сказано, «Йокохама»предлагает очень широкий ассортимент продукции, рассчитанный на любые требования и вкусы.

– Каким будет штат нового предприятияна старте и в последующем?

– К открытию завода численность работников составит 259 человек. Из них сорокдевять – административно-управленческий персонал. К концу 2012 года штат увеличится до 564 сотрудников.

– Какие требования предъявляютсяк потенциальному работнику компании? Какими должны быть его образование, возраст и тому подобное?

– Требования зависят от должности и профессии, на которую претендует кандидат.Одно из основных условий для административно-управленческого персонала при приёме на работу – это знание английского языка,а также опыт работы на руководящих позициях. В основном компании требуются специалисты с высшим техническим или инженерно-техническимобразованием. Но самое главное – у нашего сотрудника должно быть желание работать и приносить пользу компании.

– Где и как предполагается обучатьперсонал?

– Большая часть сотрудников, занятых на основном производстве (начальникиучастков, мастера, инженеры, технологи), прошла стажировку на заводах «Йокохама» в Японии. Последующее обучение будет проводитьсякак на рабочих местах специалистами, уже прошедшими стажировку, так и на японских заводах «Йокохама».

– Где предполагается набирать управленцев– в Японии, России, третьих странах?

– Топ-менеджмент компании состоит из японских специалистов. Менеджеры среднегозвена, а также рядовые специалисты – это российские граждане.

– Как складывается деловая карьерасотрудников компании в Японии и за рубежом?

– Ничего особенного в продвижении по служебной лестнице нет. После работы наодном участке кто-то остаётся работать там же и становится руководителем, другие переходят на другой участок. Строгих правилне существует. Некоторые из менеджеров могут стать руководителями зарубежных заводов или продолжить подниматься вверх покарьерной лестнице на одном предприятии. При этом для управленцев зарубежных предприятий довольно часто организуются стажировкина японских заводах. Цель – обучение новым технологиям, более совершенным методам работы.

– На что может претендовать молодойработник, получивший высшее техническое образование в России, при трудоустройстве на завод и в дальнейшем?

– На должность техника, инженера или специалиста на одном из участков производстваавтомобильных шин. Но, разумеется, компания предоставляет перспективным молодым людям возможности для дальнейшего карьерногороста.

– Все технологические процессы,связанные с производством шин, большинству россиян кажутся экологически опасными. Так ли это? Что именно опасно – стоки илигазообразные выбросы? Что будет сделано, чтобы минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде?

– Производственные процессы на наших заводах не представляют экологическойопасности. Не будет и никаких вредных выбросов. Например, в зоне смешивания компонентов мы установим коллекторы пыли. Крометого, в качестве топлива в котельной планируется использовать природный газ. Это позволит минимизировать газообразные выбросыпродуктов горения – оксида азота, серы, углерода и других веществ.

– И в заключение, если позволите,несколько непроизводственных вопросов. Какое количество японских специалистов занято сейчас в Липецке? Где они живут –в гостинице или снимают квартиры?

– Сейчас в Липецке работают 12 японских специалистов, среди которых также японскийшеф-повар. Он готовит еду для японцев, а также для некоторых русских сотрудников по их желанию. Мы уверены, что он лучший японскийшеф-повар в России! Что касается жилищных условий, наши специалисты предпочитают съёмные квартиры. Ну а поскольку большинствоиз нас живёт вдали от своих семей, то иногда мы испытываем сильнейшую ностальгию и очень скучаем по родным и близким. Однакоблагодаря такому чудесному и полезному изобретению, как Интернет, по выходным мы с удовольствием общаемся с родственниками.

– Вы создали такие прекрасные гастрономическиеусловия для японских сотрудников, что спрашивать о русской кухне вас, наверное, бессмысленно…

– Почему же? Нам нравится русская кухня, а некоторые русские блюда очень популярныи в Японии. Например, такие как борщ, пирожки, бефстроганов, пельмени. Кроме того, нам симпатична узбекская кухня. Более того,такие блюда, как шашлык, лагман и плов, имеют свои японские аналоги. Это якитори, удон и чахан. Но особенно хочу сказать о том,что мы были удивлены, обнаружив в Липецке множество ресторанов, в которых готовят суши. Нам было приятно узнать, что русскимлюдям японские блюда также очень нравятся. Это помогает лучше узнать и понять друг друга. Как говорится в известной русскойпословице, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так и мы можем твёрдо сказать, что лучше один раз попробовать то илииное незнакомое блюдо, чем сто раз услышать о нём!

– Понимаю, что сооружение заводаи другие производственные заботы отнимают у ваших специалистов массу времени. Однако не случайно в России говорят: делу время,потехе час. Любопытно, для какой именно потехи используют этот свободный час японские специалисты? Как и где они отдыхают?Как им живётся в Липецке? Есть ли любимые уголки?

– Обычно японцы отдыхают у себя дома или ужинают вместе в ресторане. Ну а посколькудомом съёмную квартиру можно назвать лишь условно, остаются рестораны. Наши любимые рестораны и кафе – «Джусто», «Бирхаус»,«Дебассус», «Мерцен», «Амстердам», «Малика», «Золотая арба» и многие другие. Поэтому, если вы увидите нас там, то можете поздороваться.Но посещение ресторанов – не единственный способ с удовольствием распорядиться свободным временем. Иногда липецкая администрацияприглашает нас в театр, чтобы мы могли насладиться российской культурой. Для нас это очень хорошая возможность лучше узнатьи понять ваше национальное искусство, русских людей. Могу также сказать, что нам нравятся и попытки руководителей регионапривнести элементы японской культуры в жизнь липчан. Мы очень ценим их старания и действительно хотим, чтобы люди знали, ощущалинашу культуру и понимали японский народ!

Комментарий редакции:
25.07.2011 "ЛГ:итоги недели"
Нет комментариев. Ваш будет первым!