Из истории села Перехваль

Тип статьи:
Авторская

Николай Соседов,
СОШ с. Перехваль Данковского района.

Научный руководитель — И.Ф. Малюков, учитель истории

История села Перехваль

уходит в седую древность. Уроженец села писатель В.Д. Ряховский в письме к учителю Перехвальской средней школы А.И. Ряховскому пишет: «Если принять во внимание, что поселение на месте Перехвали возникло около конца XVI века, приблизительно в 70-80-х годах, а государственные крестьяне не смешивались и не общались с «барскими», то есть все основания полагать, что язык старой Перехвали — язык Руси XV-XVI веков. Разве это не интересно...».

Однако письменных документов по истории Перехвали этого периода не обнаружено.

До последнего времени считалось, что село Перехваль отсчитывает свое время с 1627 года. Об этом говорилось в писцовых книгах Лебедянского уезда 1627-1628 годов. Это дало право краеведу В.А. Прохорову в книге «Липецкая топонимия» считать годом основания села 1627 год. Совсем недавно в Государственном архиве Липецкой области обнаружен интересный документ «Выписки из лебедянских стрелецких и казачьих писцовых книг, письма и меры межевания писцов Тихона Кашкина да подьячего «Григория Нормацкого 146 и 149 годов». В этом документе сказано: «Да его Григорьеве приписье написано, било челом блаженны памяти великого государя, царя и Великого князя Михаила Федоровича всея Руси. Лебедянцы дети боярские села Перехвали дети боярские Ермол Чаплыгин да Семен Аносов с товарищи 20 человек, а писцам Тихону Кашкину да подьячему Григорию Нормацкому подали челобитную, а в челобитной их написано, дано де им поместье в селе Перехвали, а сенные покосы за рекою Доном против их граней и те же владели они по своим дачам во 121 год по 146 год, а с того де года теми покосы владеют казаки, а находятся они в том месте против своих граней под Сквиренским лесом по две тысячи по тридцати копен сена, чтобы блаженные памяти великий государь пожаловал и велел им на тех парков, в тех сенных покосах дать суд и потом челобитной у тех перехвальских помещиков с полковыми казаками, с Якушкой Московским с товарищи суд был».

Таким образом, в 121 году Перехваль уже существовала как село с церковью. Если перевести 7121 год от сотворения мира на современное летоисчисление, то мы получим год 1612 от Рождества Христова. Согласно новому документу село стало старше на 15 лет. В 1627 году в селе Перехваль «была церковь, двор попа Мартина, двор пономаря Андрюшки, 20 дворов помещиков, 12 крестьянских и 7 бобыльских, а всего 41 двор».

В те далёкие времена царская казна не имела еще достаточно денег, чтобы оплачивать труды военных и гражданских служилых людей. За их службу царь расплачивался землёй. Служилым людям, происходившим, главным образом, из боярских и дворянских семей, на время несения службы жаловали поместья — определенные площади земли со всеми угодьями и жившими на них крестьянами. Крестьяне при этом переходили в полное подчинение помещиков. Размеры поместий зависели от важности занимаемой помещиком должности и его родовитости. Со временем, в зависимости от срока и качества службы, поместья становились вотчинами — переходили в полную собственность помещиков.

Перехвальские, как и другие данковские помещики того времени, несли службу в Данковской крепости по охране государственной границы от татарских набегов. Данков тогда был пограничной крепостью. Сторожевая служба велась и в крепости, и в поле. Время было беспокойное. В любое время дня и ночи можно было ожидать разбойных татарских набегов. Набеги были часты. И не редко опустошительны. Сторожевая, особенно полевая, служба очень опасна. Такое положение мешало росту селений, особенно расположенных южнее Данкова.

Рост Перехвали стал заметным, а затем и значительным только после того, как была ликвидирована опасность нападения татарских отрядов. В 1710 году в Перехвали значилось 52 двора с населением 217 человек, из которых 86 были мужского пола.

В описании Данкова и его уезда, относящемся к 1771-1781 годам, в Перехвали числится уже 106 дворов с населением 696 жителей обоего пола. Земли за Перехвалью в это время записано 3646 десятин. Накануне отмены крепостного права, в 1859 году, в Перехвали значилось 224 двора, а в них 789 человек мужского и 878 — женского пола, всего 1667 человек. Перехвальские крестьяне не были крепостными, но жизнь была тяжелой. Вот данные об экономическом положении перехвальских крестьян в 1864 и в 1890 годах. В 1864 году в селе было 232 двора, 275 лошадей, 190 коров, 1295 овец дворов без лошадей и земли не было. В 1890 году в Перехвали было 314 дворов, 358 лошадей, 200 коров, 1474 овцы, дворов без лошадей было 128, без земли — 4 двора.

Таким образом, в 1864 году в Перехвали совсем не было безлошадных дворов, не было и безземельных крестьян. А через 25 лет, в 1890 году, уже 128 хозяйств не имели лошадей, а лошадь была основой крестьянского хозяйства. Более 40% всех хозяйств Перехвали лишены были возможности нормально вести сельское хозяйство, служившее основным и единственным источником их существования. Бескоровных хозяйств в Перехвали было больше, чем безлошадных. Простое сравнение числа дворов с числом коров, даже при условии равномерного распределения коров по дворам, чего, конечно, быть не может, дает следующие результаты: в 1864 году не хватило бы коров для 42 дворов, а в 1890 году коров не стало хватать уже для 114 дворов. Число бескоровных дворов увеличилось почти в 3 раза. На самом деле положение было еще хуже, ибо в селе были хозяйства, имевшие по 2, по 3 и даже
более коров каждое. Нужда и голод заставляли искать заработки на стороне, вне своего хозяйства. О материальном положении перехвальских крестьян в 1885 году священник Добролюбов писал так: «… кроме земледелия крестьяне занимались пилкою дров, работали на кирпичных заводах, а более зажиточные из них — извозом. При всем том, едва не половина села состоит из бедняков; между остальными есть зажиточные». Из промысловых заведений в те годы в Перехвали были 3 крупорушки, перерабатывающие гречиху в крупу; из торговых — 2 мелочные лавки и 2 кабака.

В 1905 году было уже 367 дворов с 2437 жителями в них обоего пола. События 1905 года нашли свое отражение среди крестьян села Перехвали. В 1905 году началась массовая рубка леса в рощах помещика Стаховича. Зимой 1906 года рубка леса приняла большие размеры. Крестьяне старались рубить лес, когда были большие снегопады и вьюги, которые заносили санные следы и сбивали с правильного пути лесников. После принятия решительных мер исправником Данкова, самовольная рубка леса в 1906 году была прекращена.

После подавления революции 1905-1907 г.г. правительство приступило к разрушению сельской общины, переселению беднейших крестьян на окраины и созданию Кулацких отрубов. По этому закону каждый крестьянин имел право выйти из общины и закрепить свой надел в личную собственность. В селе Перехваль ярким отрубщиком в 1907 году являлся Д.В. Ряховский, работавший в это время управляющим имением помещицы Шишковой в Сугробах. Он создал группу из кулаков и зажиточных крестьян села, в которую вошли: П.В. Валуев, К.И. Валуев, Д.П. Дьяконов, С.Ф. Дьяконов, П.Ф. Ряховский и другие. Эти крестьяне получили лучшие земли в селе. В результате этих отрубов остальные крестьяне села лишились не только хорошей земли, но и пастбищ для скота. Узнав о последствиях этих отрубов, крестьяне на общем сходе села вынесли решительный протест — приговор против отчуждения земель в личное пользование собственников.

Вступление России в Первую мировую войну в 1914 году началась массовым призывом мужчин в армию. Из многих семей нашего села было призвано по 2-3 человека. В поле теперь работали женщины, старики, подростки. Тяжелым бременем легла война на их плечи.

В 1915-1916 г.г. Россия потерпела поражение на фронтах. Царское правительство вынуждено было обратиться к народу с воззванием идти работать на возведение оборонительных сооружений. Народ, не зная причин начала войны, откликнулся на этот призыв. Из села выехали на эти работы Г.Н. Чаплыгин, Т.Ф. Карих, К.И. Валуев, К.А. Валуев и даже 60-летний старик К.И. Сячинов. Кроме этого, пришедшие с фронта раненые солдаты С.С. Аносов, И.Г. Филатов и другие, также отправились на сооружение оборонительных линий. Всего работать на оборону уехали из села 42 человека. С фронтов стали приходить извещения о смерти на полях сражения. Многие женщины села стали вдовами, а дети — сиротами. Наш земляк Ефим Матвеевич Фролов за ратные подвиги на фронте был награжден четырьмя Георгиевскими крестами и произведен в низший офицерский чин.

Империалистическая война обострила все противоречия. В феврале 1917 года пало самодержавие. Через несколько дней после свержения царизма в Данкове был избран временный комитет по охране спокойствия и порядка. В него вошли представители земской управы, городской Думы и крестьяне, избранные на волостных собраниях, в том числе и от Перехвали. С марта по октябрь в Перехваль приезжали представители различных партий для разъяснения своих программ. Крестьяне села не были довольны политикой Временного правительства. И при активном участии солдат-фронтовиков, вернувшихся с войны после ранения, организовали самовольную рубку леса в рощах помещика Стаховича

Нет комментариев. Ваш будет первым!