История города Грязи

Тип статьи:
Авторская

Надежда Абаева,
ООШ с. Средняя Лукавка
Грязинского района.

Научный руководитель -
С.И. Соколиков,
педагог дополнительного образования
ДООЦ спорта и туризма

Из истории города Грязи

Легенда и быль

Об истории названия города Грязи бытует легенда:

«Глубокой ненастной осенью 1695 года Пётр I ехал из Москвы в Воронеж, где намеревался наладить работу верфей по строительству
судов для Азовского флота. В районе Грязей карета царя завязла по са­мые ступицы в жирном чернозёме. Долго безуспешно пытались служилые люди вызволить карету из трясины. Тогда го­сударь слез на землю, упёрся плечом (а силушка у него была богатырская!), и повозка
медленно выбралась из плена. Пётр Алексеевич отёр руки платком и ус­мехнулся: «Ну и грязи!» С тех пор так и пошло: «Грязи, да Грязи»… Легенда, разумеется, она и есть легенда.

А вот как всё обстояло на самом деле.

В 1865 году указом императора Александра II первым министром путей сообщения России был назначен П.П. Мельников. Павел Петрович прек­расно понимал, как может помочь стране, страдавшей от бездорожья, новый вид транспорта. «Глубоко убеждён, — писал он, — что железные дороги необходи­мы для России, что они, можно сказать, выдуманы для неё более, чем для ка­кой-либо другой страны Европы, что климат России и её пространства сделают их особенно драгоценными для нашего Отечества...» [2]

В апреле 1866 года на заседании Совета Министров Российской империи был утверждён проект П.П. Мельникова, согласно которому предполагалось построить 14 крупных железных дорог, в том числе Козлово-Воронежскую. Эта дорога пролегла рядом с деревней Дмитриевкой (ныне улица Первомайская г Грязи), стоявшей на землях князя Волконского. В начале фев­раля 1868 года по ней проследовал первый грузовой состав, а с июня пошли пассажирские поезда. Для обслуживания дороги была построена станция.

Посёлок, находившийся поблизости, получил название по старинному селу Грязи.[1]

Со временем Грязи превратились в крупный железнодорожный узел с че­тырьмя основными направлениями: Москва, Царицын, Орёл и Ростов. 15 июня 1893 года произошло слияние Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Гряжской и Грязи-Царицынской железных дорог. Образовалось Общество Юго-Восточных железных дорог.

А вот что представлял в то время из себя посёлок Грязи по сведениям, данным полицейским надзирателем Успенским: «Посёлок Грязи… занимает пространство с базарною и ярмарочною пло­щадью 22 десятины земли. В посёлке имеются три трактирных заведения и две гостиницы с номе­рами для приезжих, два портерных заведения, один оптовый винный склад, ведёрная лавка и погреб, четыре больших бакалейных лавки, три мануфактурных с галантерейною торговлей и колбасное заведение. Жителей посёлка Грязи: мужского пола — 680 человек и женского — 720, обоего пола 1400 человек постоянных и 860 человек обоего пола временно проживающих, а всего — 2260. Имеется две церковно-приходских и одна частная школа с учащимися: мальчиков — 86, девочек — 58, всего — 144 человека». [6] А вот какие ин­тересные сведения мы нашли в книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей», которая вышла в 1902 году: «Станция Грязи разрослась ныне до такой степени, что вмес­те с волостным селом Грязями имеет до 10 тыс. жителей». [16]

Сердце Грязей

У каждого города, посёлка, села России имеется своё особое место, которое является как бы «сердцем» данного населённого пункта. У Грязей таким местом, несомненно, считается железнодорожный вокзал. О прошлом вокзала мы знаем благодаря краеведу Е.Н. Ненахову, работавшему в архивах Москвы, Ленинграда, Воронежа, Рязани и Тамбо­ва. В течение нескольких десятков лет Евгений Никифорович по крупицам со­бирал историю Грязинского железнодорожного узла, за что и был награждён знаком «Почётный железнодорожник». [9]

Сначала здание вокзала было небольшим, деревянным помещением площадью 12,5 на 4,75 сажен. На первом этаже находились зал ожидания, телеграф, багажная, буфет, кухня, кассы. На втором — квартира начальника станции. Вскоре вокзал уже не мог справляться с наплывом пассажиров. В Министерство пу­тей сообщения посыпались письма с жалобами на тесноту и неудобства. К зданию вокзала сделали пристройку, но и это не разрешило проблему. Тогда решили строить новое здание. Его проект разрабатывался в Петербурге. С ним лично ознакомился император России Александр II. Об этом мож­но судить по надписи на проекте, сделанной рукой тогдашнего министра пу­тей сообщения Посьета Константина Николаевича: «Высочайше одобрен… 18 ноября 1879 года». [1]

Новый железнодорожный вокзал в Грязях вступил в строй в 1883 году. Это был один из самых красивейших вокзалов России. Вот что говорилось о нём в справочнике И. Родзевича «Спутник пассажира по Юго-Восточным железным дорогам»: «Вокзал второго класса. Грандиозные залы для пасса­жиров 1 и 2 классов и отдельно для пассажиров 3 класса. Роскошный буфет, обширные мужская и дамская уборные, при первой имеется парикмахер. Киоск для страхования пассажиров от несчастных случаев в пути, книжный и газетный шкаф и витрина с продажей мелких вещей, необходимых для пассажиров в дороге, дополняют собою удобства этого зала. Кроме того, в пассажирском здании помещаются телеграф и почтовое отделение..». [13]

С двух сторон вокзала находились стеклянные, крытые железом платфор­мы длиною по 70,5 сажен. В ночное время здание освещалось сотнями га­зовых рожков. Для этих целей поблизости был построен газовый завод. Наш вокзал видел на своём веку немало знаменитостей. Здесь бывали Л.Н. Толстой, Г.И. Успенский, А.М.Горький, Г.В.Плеханов.[1] Несколько раз вокзал принимал лауреата Нобелевской премии писателя И.А. Бунина, приезжавшего повидать сестру Марию Алексеевну, бывшую замужем за помощником машиниста Ласкоржевским. «Я сажусь в кавказский экспресс, идущий на Баку, — вспоминал много лет спустя Иван Алексеевич, — вот станция Грязи. Я схожу, встречает меня муж сестры Маши, рвёт из рук чемодан и почтительно и родственно вместе с тем улыбается, целуется… И вот идём мы через буфетный чертог, и все поглядыва­ют… Все знают, что этот господин — зять здешнему помощнику машиниста. И так приходим в домик...». [14]

В 1905 году грязинские железнодорожники поддержали Всероссийскую по­литическую стачку. Особенно активно вели себя телеграфисты, которые принимали и моментально распространяли телеграммы от рабочих и служащих дру­гих станций страны, призывы к объединению, к борьбе «за право и свободу». В здании железнодорожного вокзала неоднократно проходили собрания и митинги, здесь заседал забастовочный комитет. 12 декабря 1905 года были арес­тованы двадцать активных участников забастовки. Среди них находились и де­легаты, вернувшиеся из Воронежа (там проходил съезд Юго-Восточного желез­нодорожного союза, где участвовали грязинцы М.Р. Туркин, И.М. Зверев, С.Г. Алексеев, Г.В. Прилепский и А.И. Помазуев). На другой день схватили ещё 5 че­ловек. Всех их под конвоем отправили в Козлов, нынешний Мичуринск. 17 де­кабря забастовка была подавлена.[8]

Бурные события происходили в посёлке Грязи в годы гражданской войны. 6 сентября 1919 года посёлок захватили мамонтовцы, которые хозяйничали здесь два неполных дня. [15] За это время они нанесли ущерб Грязям на сумму 847648 рублей. Особенно пострадал от белоказаков вокзал. Старо­жилы вспоминали, что «бравые донцы» на конях въезжали в здание вокзала и «забавлялись» тем, что расстреливали из револьверов и винтовок огромные зеркала и висевшие на стенах картины. [15]

Немало пришлось испытать вокзалу и в суровые годы Великой Отечественной войны. Ему довелось отражать атаки немецких «юнкерсов» и «мессеров», встречать и провожать беженцев, раненых, воинов Красной Армии. В настоящее время ведётся капитальный ремонт Грязинского железно­дорожного вокзала. Его осуществляют специалисты московского ООО «Стройметод», восстановившие недавно столичный Белорусский вокзал. За год с небольшим бригада из 83 человек проделала огромную работу: полностью перекрыла латаную-перелатаную крышу, заменила по всему перимет­ру вокзала наружную кладку стен, вставила новые современные окна, сохранив их прежний, дореволюционный переплёт. Затраты на ремонт вокзала ог­ромны. Только одного металла потребуется 300 тонн, пиломатериалов — 100 кубометров, а уж про бетон и другое — говорить не приходится. Полностью закончить ремонт железнодорожного вокзала планируется к декабрю этого года.[5]

Грязи промышленные

В 1898 году в посёлке Грязи было три завода. На паровом маслобойном заводе наследников М.П. Уланова, работало 75 рабочих, большая часть — крестьяне ближних селений. Средняя зарплата рабочих составляла от 12 до 50 рублей в месяц. Работали в три смены, каждая смена по 8 часов. [б]

На известковом заводе М.Г. Расторгуевой было 50 рабочих. На болтозаклепочном и гвоздильном заводе — 65 ра­бочих. Средняя плата рабочим от 50 коп. до 1 руб. 10 коп. в день, а мастерам до 35 руб. в месяц, работа производится в две смены: дневная смена — 41 человек, ночная — 24 человека. Дневная смена работает 11,5 часов, ночная — 10 часов. [6]

Торговля производилась преимущественно местными товарами — мануфактурными, бакалейными и мелочными. Хлеб про­давался только в печёном виде для местного потребления.

Торговые обороты в отчётном году простирались до 2,5 миллионов рублей.

Продукция известкового завода отправлялась крупными партиями по контрактам с железной дорогой и частным лицам на постройки, маслобойного — в Москву и другие города: масло льняное — в северные губернии для пищи, а в Москву для красок, подсолнечное — для местного потребления, жмых — в Лондон на корм скоту. Болтозаклепочный и гвоздильный заводы выполняли заказы Юго-Восточной железной дороги на поставки заклёпок и болтов, гвозди и проволоку реализовывали частным лицам и иногородним торговцам. [б]

Кроме того, в Грязях было две ярмарки: Воздвиженская — 14 сентября и Николь­ская — 6 декабря. Предмет торговли первой — исключительно овощной товар, а второй — битая птица, мясо и свиные откормленные туши. [6]

На переломе

Закончилась гражданская война. Наступила пора, когда необходимо было восстанавливать пришедшее в упадок народное хозяйство, и, в первую очередь, железнодорожный транспорт.

В первые годы советской власти не забывали и о народном образовании. Летом 1921 года в посёлке Грязи была открыта школа 2-й ступени, а в следую­щем году она была реорганизована в школу 1-ой ступени. В 1922-1923 годах в Грязях начали создаваться первые пионерские отряды. Летом 1922 года в быв­шей усадьбе А.В.Бланка открылся пионерский лагерь.[15] В 1923 году в Грязях начала действовать школа ученичества, где обучались помощники машинистов, слесари по ремонту паровозов. [7]

В 1924 году в посёлке вступила в строй электростанция с двумя двигателями по 30 лошадиных сил. В это же время закончили восстановление шпалопропиточного, болтозаклёпочного, известкового и кирпичного заводов, начала работать
государственная мельница. [9] В 1925 году в посёлке были созданы центральные мастерские службы пути Юго-Восточной железной дороги, где занимались изготовлением небольших ферм для мостов и зданий, ремонтом двигателей внутреннего сгорания. [9] В 1926 году приступили к восстановлению железнодорожного вокзала. Средств для его ремонта не хватало, поэтому разобрали навесы над перронами, устранили, как тогда считали, многие «архитектурные излишества». В 1929 году состоялось торжественное открытие клуба
железнодорожников. В то время это был настоящий дворец культуры с двумя зрительными залами на 800 мест. Здесь работали танцевальный, драматический кружки, различные спортивные секции [4].

В начале 30-х годов в посёлке открылся химико-технологический техникум, началось строительство спиртзавода, стал действовать стрелочный завод, на Красной площади распахнула двери новая поликлиника. [3] В 1936 году здесь заработал птицекомбинат, переоборудованный из старой беконной бой­ни. В 1938 году в Грязях открылась средняя школа № 73 (ныне № 12). 4 декабря 1938 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабо­чий посёлок Грязи Грязинского района Воронежской области был переимено­ван в город с сохранением за ним прежнего названия. [9]

Грязинцы — Великой Победе

Молодой город наращивал производственные мощности, развивал ком­мунальное хозяйство. С
первых дней Великой Отечественной войны городская парторганизация стала боевым штабом. В кратчайшее время была обеспечена противовоздушная оборона города. 5
июля 1941 года на трудовой фронт в район города Смоленска отбыл первый комсомольско-молодёжный эшелон с добровольцами.[9]

Железнодорожный узел Грязи имел огромное значение в подготовке разгро­ма врага и дальнейшем наступлении наших войск. Он являлся основной артерией, питающей войска Сталинградского направления и Орловско-Курской дуги. Через Грязи шли эшелоны с
оружием, танками, самоходными артиллерийскими установками, самолётами-штурмовиками и истребителями. А сколько проходило эшелонов с войсками, продовольствием, снаряжением! Вглубь страны эвакуировались колхозы, тысячи голов крупного рогатого скота, свиней, овец. Вывозились подаль­ше от линии фронта промышленные предприятия, сельхозтехника. [7] Нельзя было допустить срыва перевозок, поэтому для охраны железнодо­рожного узла Грязи был поставлен 210-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион в составе трёх-четырёх пушечных батарей. [9]

Предприятия города частично переключились на выпуск продукции для фронта. В паровозном депо изготовили бронепоезд, аппарат для подогрева мас­ла для самолётов, наладили производство гранат. В вагонном участке было из­готовлено 2000 гранат, в дистанции пути ст. Грязи Воронежские — 1500. Стрелочный завод выпустил партию путеразрушителей и сабель-клинков. [4]

В декабре 1941 года в доме грузчиков станции Грязи была организована спецлечебница, где оказывали медицинскую помощь эвакуированным ленин­градцам. [15] В 1942 году по инициативе коммунистов население проводит сборы денег в фонд обороны, на строительство танковых колонн. Военное время вызвало рез­кую нехватку топлива, в связи с этим летом 1942 года 500 грязинцев были моби­лизованы на угольные шахты Подмосковного угольного бассейна. Комсомольские организации вели шефство над размещенными в городе госпиталями. Девушки дежурили в палатах возле раненых, выступали с концертами. Молодые добровольцы строили оборонительные сооружения под Смоленском, рыли око­пы и противотанковые рвы в Вяземских лесах, на берегах Днепра и под Ельней.

1942 год был самым тяжёлым для нашего города. Фашисты вошли в Воронеж, наносили массированные бомбовые удары по Грязям. Во время налётов немец­кой авиации в
июле-августе было разрушено 27 жилых и 4 административных здания, паровозное депо на станции Грязи Воронежские, выведен из строя водопровод.

На боевых постах смерть настигла машинистов

К.С. Чернышова

и

Ф.Д. Ов­чинникова,

заместителя начальника железнодорожной милиции

М.А. Михайлова.[9]

Прифронтовой город жил, помогая ковать победу. Большая ответственность легла на плечи железнодорожников. Машинисты, пренебрегая опасностью, вели воинские эшелоны к Воронежу и Сталинграду.

При исполнении служебных обя­занностей погибли машинисты

П.А. Немытов,

С.П. Помазуев,

П.И. Прокофьев

и другие.[З]

В августе 1942 г. составители поездов станции Грязи Воронежские Н. Круглов, П. Храпов и путевой обходчик А. Белкин были награждены медалями. В пос­ледующие годы войны десятки
железнодорожников заслуженно получили вы­сокие награды Родины за самоотверженный труд в составе фронтовых бригад. Среди них машинист А. Артюшкин, который в октябре 1944 года через газету «Гудок» вызвал на социалистическое соревнование, на 500-километровый про­бег паровоза в сутки, машинистов депо ст. Россошь В.Морховцева и С.Сову. Движение пятисотников распространилось по всей дороге.[9]

5 февраля 1943 года трудящиеся Грязинского района собрали на строитель­ство боевых машин 35500000 руб. Грязинские железнодорожники к весне 1943 года собрали 1183000 руб. на строительство бронепоезда. В телеграмме Ставки Верховного главноко­мандования за подписью Сталина была выражена сердечная благодарность за помощь фронту. [9]

Грязи — родина двух Героев Советского Союза. Это лейтенант-пехотинец Иван Васильевич Шкатов и лётчик-штурмовик Анатолий Александрович Калачёв. [11]

Гордимся и любим

Сегодня Грязи — третий по промышленному зна­чению город Липецкой области. Гордостью горожан является комбинат пи­щевых концентратов — один из крупнейших в стране
Первую продукцию он выпустил в 1946 году. На комбинате впервые в стране стали получать сухое картофельное пюре, освоили выпуск брикетированных киселей, создали промышленную линию круп, не требующих варки. На старейшем предприятии города — мотовозоремонтном заводе — в течение 11 лет велось строительство контейнерного цеха. Цех рассчитан выпускать 30 тысяч контейнеров в год. Сегодня среди мастеров своего дела здесь выде­ляется сварщик А.А. Ненахов, бывший учащийся нашей школы. Большое внимание руководство МРЗ уделяет социальным проблемам. Началась реконструкция администра­тивного здания под Дом творчества и отдыха молодёжи. В нём планируется разместить танцевально-концертный зал,
библиотеку и ряд кабинетов для творческих занятий. Благоустраивается окружающая территория, где будут прогулочные аллеи, цветники, декоративные фонари.

В конце 50-х годов прошлого века в Грязях начал действовать механичес­кий завод, ставший после реконструкции культиваторным. В наше время ОАО «Культиваторный завод» — одно из градообразующих предприятий. Рядом с ним вырос жилой микрорайон. Много сил в развитие завода внёс его нынеш­ний генеральный директор Н.В. Анисимов. Члены клуба «Росич» всег­да с особым теплом отзываются об этом человеке. Николай Васильевич не раз оказывал школе материальную помощь.

В 1972 году начала действовать первая очередь завода гидрооборудования. Несмотря на нынешние экономические трудности, ОАО «Гидравлик» ведёт активный поиск дополнительных рынков сбыта, осваивает и проекти­рует новые образцы продукции.

Завод находит своих заказчиков в Арзамасе, Майкопе, Великих Луках, Энгельсе, Нижнем Новгороде и других городах России. [9] Для привлечения молодых сил в производство руководство завода планирует взять шефство над одной из средних школ города. На базе школы будут созданы настоящие производственные участки с установкой соответствующего оборудования. Ребята смогут освоить тут изготовление болтов, гаек, шпилек и несложных деталей для трубопроводной арматуры. Руководство завода надеется, что это поможет приобщить подрастающее поколение к основным рабочим специальностям с одновременной подго­товкой к работе на предприятии.

Сегодня Грязи — крупный центр культуры, образования, здорового пло­дотворного досуга.

Здесь действуют десятки общеобразовательных и куль­турных учреждений, ПТУ, технический колледж, спортивные комплексы, школа искусств. Прочные знания учащимся даёт школа № 4, выпускники которой учатся во многих престижных вузах страны. Статус гимназии получила бывшая шко­ла № 59. Далеко за пределами города известна начальная школа № 7, занимающаяся эстетическим воспитанием грязинских девчонок и мальчишек.[10]

Наш районный центр справедливо называют одним из самых чистых и благоустроенных городов Липецкой области.

В нём постоянно обновляются дороги, автобусные остановки, детские площадки, беседки для отдыха, фонтаны. Город очень зелёный, каждый год здесь высаживают сотни деревьев и кустарников, появляются новые аллеи и мини-парки.

Грязи — малая родина многих талантливых, незаурядных людей.

Широко известен в городе, области и России ансамбль «Мелодия», которым руково­дит заслуженный работник культуры РФ А.С. Мухортов. Здесь выросла целая плеяда интересных самобытных поэтов. Среди них Н.Н. Быстрых, Л.Ю. Парщикова, поэт-бард Г.И.Лукин.

Грязи — самый молодой город Липецкого края,

но история его не менее дос­тойная и интересная, чем у других городов. Именно об этом, прежде всего, я и стремилась рассказать в своей работе.

Мне часто приходится бывать в Грязях. Здесь живут замечательные люди. Я очень горжусь тем, что в нашем районном центре очень бережно относятся к прошлому, к памятникам боевой и трудовой славы, к ветеранам. К примеру, совсем недавно на улице Советской был разбит прекрасный парк Пожилых людей. Здесь люди преклонного воз­раста могут отдохнуть, пообщаться друг с другом. Наш город очень чистый, и чистоту эту поддерживают не только работники коммунальных служб, но и все горожане.

Список источников и литературы:

1. Архив краеведа Е.Н. Ненахова / Грязинский краеведческий музей.
2. Богатко С.А. Железные дороги России. С-Пб.,1996.
3. Боев В.И. Воспоминания. / Грязинский краведческий музей.
4. Бугаков В.М. Воспоминания.
5. Город на Матыре // Грязинские известия.
4.12.1998 № 96. (9490).
6. Государственный архив Липецкой области. Ф.7, оп. 1, д. 74. л.3-4.
7. Давыдов Н.И. Воспоминания. 25.06.1995 г.
8. Елисеев В.В. Четыре декабрьских дня.//Грязинские известия 3.12.2002, № 128 (9938).
9. Материалы Грязинского краеведческого музея.
10. Материалы краеведческого музея Среднелукавской ООШ Грязинского района.
11. Огрызков К.Т. Боевые звёзды липчан.Липецк,1995.
12. Путешествие по Липецкой области. Воронеж,1971.
13. Родзевич И.А. Спутник пассажира по Юго-Восточным желез­ным дорогам. М.,1898.
14. Русь святая ,№ 10 (145), 2000.
15. Селиверстова А.А. Воспоминания.
16. Семёнов П.П., Семёнов В.П. Россия, полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. т. 2. С-Пб., 1902.
17. Тонких В.Б. Грязи, 2003.

Нет комментариев. Ваш будет первым!