История с. Богородицкого, дер. Ольговка, Чеботаревка Усманского уезда, (Добринский р-н).

Тип статьи:
Авторская

История села Богородицкого и его приходских деревень Ольговка, Чеботаревка Усманского уезда.

Между деревней Благодать и селом Богородицкое расположено село Ольговка, которое принадлежала помещикам Бородиным. Свое название село получило от Бородиной Ольги Васильевны. При ней это название пришло или при ее сыне Николае Иосифовиче Кожине неизвестно. Второе название села – Кожино.
Деревня Ольговка входила в приход Казанской церкви с. Богородицкого и находилась в трех верстах от нее.

Богородицкое как село с церковью известно с 1781 года. Имело и еще одно название – Барятино, по фамилии владельцев, князей Барятиных. В архивном фонде Тамбовской губернии межевой канцелярии имеется дело о размежевании земель села Богородицкого, которое начинается извещением усманского землемера тамбовскому губернскому землемеру от 2 октября 1809 года и от 18 января 1810 года о размежевании «по решению правительствующего сената земли села Богородицкое помещицы Вишневской с однодворцами».

Прасковья Гавриловна Вишневская — жена покойного полковника, урождённая княжна Барятинская (её отцом был бригадир (бригадир – офицерский чин, промежуточный между полковником и генерал-майором), князь Г.Ф. Барятинский) в 1812 году обратилась в Усманский уездный суд с прошением о размежевании земель между ней и однодворцами. При этом она ссылалась на то, что в её московском доме остался ящик с планами её имения. По словам помещицы, в одном документе от 2 мая 1780 года говорилось о продаже межевой канцелярией казённой земли «покойному родителю её бригадиру князю Гавриле Фёдоровичу Барятинскому 2257 десятин 12 саженей земли». Во втором от 11 октября 1809 года находилось распоряжение правительства о «вымежевании» земли для дачи однодворцам. Но эти документы, по-видимому, сгорели во время нашествия Наполеона в 1812 году, однако их копии сохранились в архиве Усманского уездного суда. Их ещё раз скопировали и переслали губернскому землемеру.

Дело о размежевании земель тянулось долго. 21 декабря 1837 года моршанский уездный землемер сообщал своему губернскому коллеге, что «при освидетельствовании в верности дело с планами, представленное от Усманского уезда с. Богородицкое (Плавица тож) оказалось: «1-я часть земли продана от межевой канцелярии князю Барятинскому, 2-й такой же участок является владением малолетних Бородиных, 3-й участок казённой земли поступил в надел города Лебедяни Кузнецкой слободы однодворцев, 4-й глинистый участок — владение госпожи Кожиной, 5-я часть села опять же владение малолетних детей Бородиных. Кроме того, отмежевание как князю Барятинскому, малолетним Бородиным, так и сельцо Аговское (Ольговка) госпоже Кожиной и отмежевание глинистого места произведено из дачи с. Плавицы по раздельному акту, учиненному дворянскою опекою и определенными опекунами...». «Назначение границ» владения малолетних Бородиных и Кожиной при «деле имелось», поэтому утверждение межи было произведено повторно.

Таким образом, нынешнее село Богородицкое (в обиходе Барятино, Барятинское) как географический объект появилось в 70-80 годах 18 столетия, после того как здешние земли купил Г.Ф. Барятинский. В 19 веке Богородицкое (тож Барятино) было одним из крупных селений Усманского уезда и являлось центром одноимённой Барятинской волости.
Князь Гаврила Федорович был человек серьезный: редко шутил, еще реже смеялся и лишнего слова не говаривал. Смолоду служил и, видно, привык командовать. Если что обдумает и прикажет, тому быть непременно, однако был не своенравен и не сердит, и что ему не говорили, все выслушывал терпеливо.

В Богородицком первая деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на средства прихожан в 1773 году. Перестроена (в дереве) в 1873 году на средства помещика князя Гавриила Федоровича Барятинского. По документам 1876 года Казанская церковь в Богородицком считалась приписной к Троицкой церкви села Новочеркутина. В селе в это время проживало 1779 человек. Своего штата храм не имел и обслуживался новочеркутинскими священниками Василием Борисовичем Покровским, Михаилом Павловичем Благодаровым, Алексеем Андреевичем Львовым и Иваном Андреевичем Лукиным (сверхштатный).

В 1867 году была открыта земская школа (деревянная пристройка к зданию земства Богородицкой волости).

Церковно-приходская школа была построена в 1885 году при церкви.

Еще существовали две начальные школы в Покровке и Благодати. Предметы – арифметика, русский язык, богослужение. Изучали азбуку в первом классе, арифметику и письмо во втором, писали грифелем.

Церковь, двухэтажная деревянная школа, дом, где жил батюшка, сторожка, были обнесены высокой кирпичной стеной. Но поскольку мест не хватало (хотя учили в две смены), детей обучали на дому, т. е. школа снимала дом, и класс учился год в одном доме, год в другой. Вот выписка из справки за 1887 год: «В селе Барятино число учеников в классе 65. Сырость, температура 8-9 градусов, холод, угар, вода из реки. Раздевалки нет, отхожего места нет (так, впрочем, было и во многих других школах)». Жалование учителям платили из «крестьянских денег». Но не всегда педагоги могли получить эти деньги. Так, в 1917 году богородицкие крестьяне задолжали учителю 120 рублей.

Магазин

Магазин

О свершившейся Октябрьской революции весть дошла до сел по железной дороге «Москва — Царицын». После свержения царя, землю, отобранную у помещиков, отдали крестьянам. Крестьянам было отдано имущество помещиков Шанина, Бородина (его поместье было там, где сейчас стоит магазин в с. Богородицкое).
Магазин

Хутор Шанина недалеко от Ольговки. Помещик Шанин построил ферментный завод в 1910 году. Стены завода были деревянные. На предприятии работало 15 человек. Помещик занимался в основном выращиванием картофеля, который перерабатывался на спирт и барду, которая шла на корм скоту. В период Октябрьской революции завод был передан Советскому государству. Он был частично разрушен. Его восстановили. Деревянные стены заменили каменными. И в 1925 году завод опять вступил в строй.
Землю, отобранную у помещиков, давали на едока: на каждого члена семьи по 11 саженей (33 сотки). Крестьяне, которые не имели лошадей, свою землю сдавали в аренду, вследствие этого стало увеличиваться число кулаков.

В селе были коммунисты, например, Мальцев Иван Михайлович. Они вели агитацию против кулаков. Народ начал ликвидировать имения зажиточных крестьян. Образовались комбеды. В них вошли представители от бедноты: Кулаков Степан, Сорокин Степан Павлович. Люди из комбедов забирали у богачей хлеб, скот, инвентарь. Крестьяне были поделены на три группы: трехсотники, двухсотники и односотники. Первая группа получала имущества меньше, чем третья.

После революции был создан местный народный орган власти – Богородицкий сельский Совет, который долгое время располагался в здании, где с 1867 года заседало земство Богородицкой волости (это здание до сих пор сохранилось).
В 1922 году, когда закрывали церкви, местного батюшку забрали власти, его сестра Оля Покровская, еще в школе училась, но ее тоже увезли куда-то. В селе остались его сестры Юлия Михайловна и Мария Михайловна. Последний священник Казанской церкви Покровский Александр Михайлович, 1888 г.р., уроженец и житель с. Богородицкое, постановлением тройки УНКВД по Воронежской области от 29.09.1937 г. по ст. 58-10 приговорён к 10 годам лишения свободы.

Казанская церковь сегодня

Казанская церковь сала Богородицкого Усманского уезда

Казанская церковь сала Богородицкого Усманского уезда

В 1937 году кирпичную изгородь сломали, церковь разграбили, сбросили колокол, сломали школу. Ребятишки начали бродяжничать, учиться, где придется. Это продолжалось до тех пор, пока из церковной ограды не построили восьмилетнюю Богородицкую школу. 1 сентября 1938 года эта школа приняла своих первых учеников. Бывшее здание Богородицкой школы (впоследствии 8-летняя школа).

Школа сегодня

Бывшее здание Богородицкой школы
Бывшее здание школы

Богородицкая школа сегодня
Богородицкая школа сегодня

Проживающие в настоящее время в Плавице Чиковские утверждают, что являются потомками помещика Барятина. Барятин по рассказам был строгим, но справедливым человеком. Нередко помогал своим крестьянам в трудные для них времена. Однажды он поймал мужика, своровавшего у него несколько мешков зерна. Помещик сначала хотел наказать его, но узнав, что у того голодают дети, сжалился над крестьянином и отпустил, подарив это зерно. Барятин был еще и щедрым: за одно только лето, получив урожай, крестьянин мог купить корову или лошадь. На его деньги в 1907 году была построена вместо деревянной церкви — каменная. Помещик был довольно крупный. Даже князь Голицын, живший в соседней деревне Новочеркутино, иногда брал у него в долг. Когда пришла революция, барский дом был разрушен, а семья бежала из села. Через пару лет, барин с семьей вернулся, но уже под фамилией горничной или няни, работавшей у него. В деревне, конечно, узнали помещика, но, помня его доброту и щедрость, не выдали его. Так и остался князь под чужой фамилией жить в родном селе. Легенда, хоть и правдоподобна, но вызывает сомнения. До революции, по-моему Барятиных уже не было, а были Бородины.

Вспоминает жительница с. Богородицкого Софья Ивановна Фаустова: «Вокруг церкви был большой сад. В саду росли ягода, смородина, груши, яблони. Сад принадлежал колхозу, и мы работали в этом саду от колхоза, за палочки (трудодни). Я помню, что в колхозе был порядок во всем. После весенних полевых работ всю технику (сохи, бороны, плуги) ремонтировали и ставили в рядки. В КИМе была мельница, рядом стоял дом, а рядом с домом был скрытень, такое деревянное сооружение в виде колодца, только большего размера. Пол и стены деревянные. Во время талой воды в скрытень набирали воду, а затем поддерживали уровень и напор воды для бесперебойного режима работы мельницы. От скрытни и до школы росла ежевика, тропинка в школу петляла через ежевику, когда взрослый человек шел, его не было видно, не говоря уж о нас, детях».

В деревне Кожиной (Ольговке) жили Мальцевы.

Фамилия Мальцев, скорее всего, была образована от ласкательного прозвища Малец, которое родители дали ребенку. Эта традиция имеет давние корни. В семьях ребенка часто называли просто Малец (или Малой). Возможно также, что основой фамилии послужило имя Мал, которое может являться как самостоятельным крестильным именем, так и производной формой от имен Малахий, Меланья. Однако в данном случае наиболее правдоподобной представляется первая версия. Малец, со временем получил фамилию Мальцев.

В деревне Чеботаревка (была такая деревенька между Дурово и Тихвинкой, другое название — д. Никольская) жили Телегановы.

Телеганов Никифор Егорович и Ирина Семеновна. Ирина Семеновна Мальцева из деревни Кожиной (Ольговки) 2 ноября 1886 года вышла замуж за Никифора Егоровича. У них родилось два сына: Емельян (5.08.1903 г.р.) и Василий, и три дочери: Мария, Дарья, Ольга. Крестными у Емельяна были крестьяне деревни Чеботаревки Петр Федорович Поляков и Пелагея Адриановна Кузина.

Комментарий редакции:
Благодарим Раису Требунских за добрые труды!
Нет комментариев. Ваш будет первым!